назад на 1 часть


     Встречал отряд генерал Дворников, тут же поставивший задачу: готовить самолеты к разведке над линией фронта. В войне наступал переломный момент, египтяне торопились зафиксировать с воздуха положение войск, подтвердив съемкой отвоеванные территории, которые можно было бы использовать в переговорах о перемирии. Самолеты сразу закатили в подземные капониры, ведь всего в полуторастах километрах шли бои. В тот день до 70 израильских самолетов пытались прорваться над дельтой Нила к арабским авиабазам. Специально выстроенные в свое время для "двадцать пятых" укрытия надежно защищали разведчиков. Подобных сооружений не было даже на родине. К оборудованным под трехметровым слоем земли "погребам" с толстыми сводами из армированного бетона были подведены топливные магистрали, связь и электричество, отведены места для людей и складских помещений, работала вентиляция. Под землей провели сборку и отладку машин, туда же перенесли привезенное имущество; правда, спешка дала себя знать - подолгу приходилось отыскивать нужную оснастку и инструменты в рассованных по всем углам ящикам, поминая поговорку о двух переездах, равных одному пожару.

    Однако разведчики были уязвимы на взлете и при возвращении, когда тяжелый МиГ не имел скорости и маневренности. К самому Каиро-Уэсту, плотно прикрытому ЗРК и зенитной артиллерией, штурмовики противника прорваться не пытались, но не раз появлялись вблизи. В один из дней воздушные тревоги объявляли 26 раз, и попытка перехвата МиГов у аэродрома была вполне возможна. Рассчитывать же на надежное прикрытие со стороны египтян не приходилось - они вели новый 1974 год (для просмотра в полный размер и чтения комментарий нажмите ссылку)ожесточенные воздушные бои над каналом, теряя в иной день по 10 - 15 истребителей. Чтобы сократить время нахождения разведчика на бетонке аэродрома - "двадцать пятый" был слишком привлекательной целью - разработали схему взлета, окрещенную "чертик из шкатулки". Запуск и опробование двигателей проводили в капонирах, затем перед готовым к вылету самолетом открывали ворота, он выруливал на ближайшую из трех ВПП Каиро-Уэста и тут же стартовал. Взлет выполнялся в южном направлении, чтобы по кратчайшему пути выйти к началу маршрута.

    На разведку решили идти сразу после сборки и перенастройки бортовой аппаратуры без проведения контрольного облета и тренировок. Это было нарушением установленного порядка. Однако задание было срочным ≈ указывались не только день, но и время съемки, да и лишний раз встретиться с перехватчиками на взлете было куда рискованнее. Для надежности проход по маршруту разведчики выполняли парой, дублируя съемку на случай отказа аппаратуры на одном из них или неудачи.

    18 октября в первый полет ушли Владимир Уваров и Александр Северин. Провести машины по маршруту им предстояло практически "на руках", т.к. навигационные радиомаяки на аэродроме развернуть еще не успели. Самолеты взлетели с 15-секундным интервалом и направились к южной оконечности Суэцкого канала.

    Развернувшись на север, над ПортТауфиком пара вышла на боевой курс. С высоты открывался весь 160-км маршрут - бесконечный пляж слепящих песков Синая с редкими пятнышками оазисов. Его проходили на полном форсаже, выдерживая МиГ-25 (для просмотра в полный размер нажмите ссылку)скорость М=2,5.

Рейд Уварова и Северина прошел успешно, и через 35 мин перед ними снова открылись пирамиды - верный ориентир близости аэродрома. Не задерживаясь на привычную "коробочку", разведчики с ходу сели и тут же отрулили к укрытиям.

    Той же ночью кассеты с фотопленкой и записи радиоразведки на приданном отряду для поисково-спасательных работ и связи Ан-12 увезли в Москву. На десятках метров широкоформатных фотографий, испещренных пометками и условными обозначениями, запечатлелась обстановка на фронте: наведенные египетскими саперами переправы через канал, разгромленные и продолжавшие держаться узлы израильской обороны, глубоко эшелонированная вторая линия укреплений в предгорьях и множество черных "запятых" - гарь от сотен сожженных танков и бронемашин.

    Однако в эти дни разведку впору было вести скорее по западному берегу канала. Накануне израильтянам удалось нащупать уязвимое место египетской группировки и, ударив во фланг ее 2-й армии, выйти к берегу у городка Хамса. Канал здесь проходил через Большое Горькое озеро, достигавшее 10 - 12 км в ширину. Оборонительными позициями на своем берегу египетское командование пренебрегло, считая ответный удар в столь неудобном месте маловероятным, и израильский десант беспрепятственно переправился через озеро. Группе из 15 БТР и трофейных танков ПТ-76 удалось то, о чем и не мечтали израильские штабисты, планировавшие, в лучшем случае, удержать оборону на Синае. Через два дня захваченный плацдарм был расширен до 200 км, и на нем сосредоточились 5 бронетанковых и механизированных бригад, развернувших наступление в глубь египетской территории. 21 октября противник вышел к железной дороге и шоссе, оказавшись в сотне километров от Каира - на расстоянии одного танкового броска.

    В напряженной обстановке в 154-м ОАО предприняли особые меры предосторожности. На случай появления "коммандос" противника авиаторы не расставались с пистолетами и автоматами (уже был случай, когда высадившиеся в глубоком тылу израильские диверсанты успели вырезать охрану новейшей РЛС П-35 и вертолетами вывезти к себе 3,5-тонную станцию). В капонирах держали подвесные баки - "пятитонники", с которыми МиГ-25РБ при угрозе захвата базы могли бы перелететь на ближайший советский аэродром Вазиани в Грузии (кратчайшая прокладка курса при этом вела над территорией Турции). На крайний случай сами укрытия заминировали, чтобы их можно было взорвать, похоронив МиГи под глыбами бетона, дополнительно на ночь специалист-подрывник обвешивал каждый из секретных самолетов сеткой из 120 толовых шашек.

    Действия 154-го ОАО продолжались. Тренировочные полеты с целью восстановления летных навыков для безопасности провели дома, отправив группу пилотов на Ан-12 на пару дней в Союз. Всего разведчики выполнили 4 боевых вылета. Каждый из них носил "штучный" характер и причислялся к особо важным, ведь за один рейд МиГ-25РБ вскрывалась тактическая обстановка вдоль всей 160-км линии фронта. Основным "оружием" разведчика были установленные на для просмотра в полный размер нажмите ссылкукачающихся платформах в кондиционируемом фотоотсеке панорамные аэрофотоаппараты (АФА) А-72 - внушительные устройства с фокусным расстоянием 1100 мм. За один проход они выполняли четырех- полосную съемку, захватывая в стороны по 90 - 120 км в зависимости от высоты полета. АФА А-70М при несколько меньшей разрешающей способности снимали еще более широкую полосу, а плановый неподвижный Е-70 вел общую разведку и фиксировал находившуюся внизу местность, обеспечивая привязку к трассе. Одновременно производилась радиотехническая разведка станцией "Вираж", выявлявшей положение РЛС и зенитных позиций. Тактической разведкой "в районном масштабе" занимались МиГ-21Р египетского авиакрыла. Прибытие нашей авиагруппы в полном составе так и не состоялось, и четыре МиГ-25PБ оказались единственными советскими самолетами в АРЕ. Наряду с ними с 13 октября на Ближнем Востоке начали вести регулярную воздушную разведку с баз в Европе американские SR-71. Об их деятельности и по сей день известно немного. Работа МиГ-25Р не была тайной для противника - о разведчиках, прозванных "Альфой", писали израильские газеты, и это название даже прижилось в самом отряде.

    Планируя полеты, советские авиаторы столкнулись с особенностью: точно в назначенное время вылета над каналом появлялись истребители израильтян, барражировавшие в ожидании добычи. Оставалось идти на хитрость: объявлять коллега египетский подполковник Амин Ради (для просмотра в полный размер и чтения комментариев нажмите ссылку)египетским военным назначенный вылет тренировочным, а в последний момент менять время старта. Обнаружив на маршруте дежурившие "Фантомы", на аэродроме давали "отбой" и, рассчитав, когда у противника станет подходить к концу горючее, внезапно выпускали МиГ на взлет.

    25 октября после ультиматума Советского Союза о "невозможности оставаться безучастным к событиям" боевые действия в зоне Суэцкого канала прекратились, но "демобилизовывать" 154-й ОАО не торопились. Улетевшего домой Чудина в должности командира отряда сменил Уваров, заместителем которого назначили Маштакова. Ему и пришлось встретиться с "Фантомами", не прекратившими охоту за "Альфой".

    Перемирие на Ближнем Востоке было зыбким: враждующие стороны продолжали винить друг друга во всех смертных грехах, причем каждая заявляла о своей победе в этой войне. Собравшаяся в декабре 1973 г. Женевская мирная конференция была сорвана из-за полного недоверия сторон друг к другу. Сирия вообще отказалась вести переговоры, египтяне же опасались, что противник, имевший на западном берегу канала 200 танков, воспользуется прекращением огня, чтобы ринуться на Каир. В подтверждение появились сообщения о том, что израильтяне ведут переброску войск, стягивая их к линии разделения.

    На вскрытие этой группировки 15 декабря был назначен вылет пары МиГ-25РБ. После инсценировки с отбоем старта в 14.00 взлетел Сергей Малый, следом за ним - Владимир Маштаков. Ведя съемку, они держали курс вдоль канала на высоте 22 000 м. Полет, как всегда, выполнялся при полном радиомолчании - выйти в эфир разрешалось лишь в чрезвычайном МиГ-25РБ (для просмотра в полный размер нажмите ссылку)случае. Позади были две трети пути, когда Маштаков услышал свой позывной: "745-й - тридцать один!" Этот сигнал он помнил и без кодовой таблицы: "тридцать один" означало - "приближение противника". Перехватчики были уже видны - две пары, волоча хвосты инверсии, чуть ниже и справа шли на сближение.

    К этой встрече летчики готовились, загодя проигрывая возможные ситуации в небе. Израильские F-4Е обычно несли облегченный вариант вооружения из двух УР средней дальности AIM-7 "Спарроу" и двух ракет ближнего боя AIM-9 "Сайдуиндер", могли набрать высоту 18 450 м и развить скорость до М=2,24. Превосходство МиГ-25РБ над "Фантомом" казалось очевидным. И все же, пусть с малой вероятностью, перехват был возможен. Для этого пилот "Фантома" должен был вывести свою машину навстречу разведчику, в считанные секунды прицелитЬся и произвести пуск. Еще сложнее представлялась атака на попутных курсах, для которой следовало выйти под МиГ-25, "вскинуть" самолет, захватить цель и пустить ракеты. Это было под силу только опытному летчику - "Фантом" не любил резкого отклонения ручки на себя, становился неустойчивым и грозил свалиться в штопор, к тому же возникавшая тряска машины мешала прицеливанию. Теоретически эти построения выглядели достаточно убедительно. Сейчас же наперерез шла четверка реальных "Фантомов", и в подтверждение их намерений в кабине начала тревожно звучать "Сирена" - преследователи уже ловили "Альфу" в прицелы. Маштаков, не меняя курса, держал самолет в горизонте. Аппаратура продолжала работать, и нужно было сохранять профиль полета. До окончания маршрута оставалось не больше минуты, но какой долгой...

    "Фантомы" стали доворачивать, заходя в хвост. От МиГа их отделяли примерно 12 км и разрыв постепенно увеличивался - "бешеный русский" уверенно держал две с половиной скорости звука и отрывался от погони. И тут Маштаков услышал: F-4 "Фантом" ВВС Израиля (для просмотра в полный размер нажмите ссылку)"Атака! Атака!" Ведущий израильтянин, видя, что МиГ уходит, поспешил пустить залпом обе "Спарроу", пока их головки самонаведения еще держали цель. На такой скорости достаточно было незначительных повреждений от близкого разрыва ракет, чтобы МиГ развалило скоростным напором.

    "Сирена" верещала уже истерически. МиГ с висящими на хвосте ракетами продолжал идти к береговой черте. Лишь только она скрылась под крылом - маршрут пройден! - Маштаков бросил машину в левый разворот с креном 70 градусов, пикируя к берегу. Стрелка указателя числа "М" дрожала за красной чертой - скорость достигла 3150 км/ч! Ракеты не смогли дотянуться до самолета и взорвались далеко позади, а "Фантомы" не решились на дальнейшую погоню над "густонаселенным" египетскими истребителями районом. Сам герой дня объяснял произошедшее просто: "Да как-то неловко было сворачивать на полпути".

    Этот полет стал последним боевым заданием 154-го ОАО.

    После войны отношения Египта с СССР ухудшились, но отряд продолжал оставаться в боевой готовности. Шли плановые тренировочные полеты, которые проводились над пустынными тыловыми районами и сопредельной Ливией. Зимой Союзники (для просмотра в полный и чтения комментариев размер нажмите ссылку)самолеты стали на прикол - кончилось специальное топливо Т-6, но домой отряд не отзывали, 200 человек продолжали жить на базе, практически отрезанные от дома, - о них словно забыли. Личный состав группы вернули лишь в мае 1974 г., засчитав ее участникам пребывание в зоне боевых действий до 1 апреля. Им на смену прибыл отряд подполковника Е.Воробьева, продолживший дежурство до августа, когда советские специалисты окончательно покинули АРЕ.


назад на 1 часть

Источники:

1. Авиамастер №0 1996.

2. Игорь Дроговоз "Воздушный щит страны советов"

3. www.airforce.ru (иллюстрации)

Web-мастер Зеленков Александр

участник:

Rambler's Top100 Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.
Сайт создан в системе uCoz