Виктор Марковский

"Идите в Землю Египетскую и смотрите - сколько там войска

и в чем сила его",- это библейское напутствие могло бы стать

полетным заданием для летчиков МиГ-25. В 1971-1972 гг. они вели

 разведку на Ближнем Востоке над Суэцким каналом, Синайским

полуостровом и береговой чертой Израиля. В октябрьские дни 1973г.

стремительные двухкилевые машины вновь появились над Синаем.

     


 

    6 октября 1973 г. вспыхнула очередная арабо-израильская война. Арабские государства пытались взять реванш за былые неудачи, вернуть оккупированные земли и внести перелом в обстановку на Ближнем Востоке. Однако на шестой день войны переменчивое военное счастье начало отворачиваться от арабов. Для выручки незадачливого арабского союзника в СССР стали готовить авиагруппу на базе лучших частей и инструкторского состава центров летной подготовки ВВС. Командиром группы назначили генерал-майора М.С. Дворникова, штаб которого развернули в советском посольстве в Каире.

    Поддержать египтян должны были и разведчики 47-го отдельного гвардейского разведывательного авиаполка (ОРАП), базировавшегося в Шаталово под Смоленском. Сформированный как отдельная эскадрилья осенью 1941 г. в Монино, полк с МиГ-25РБ (для просмотра в полный размер нажмите ссылку)честью прошел всю войну, отмечался наградами, в том числе "полководческим" орденом Кутузова, и имел богатую историю. К началу 70-х гг. он дислоцировался в Московском военном округе и считался лидерным. В 1971 г. первым в ВВС получил разведчики МиГ-25. Частыми гостями в Шаталово были высшее руководство МО и ВВС, создатели и испытатели новой машины.

    На базе 47-го ОРАП велись войсковые испытания "двадцать пятого", работы по расширению его летных и боевых возможностей, в том числе освоение бомбардировочного вооружения. Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ стал первым советским самолетом, способным уничтожать наземные цели с больших сверхзвуковых скоростей (до М=2,4) и высот более 20 км. Полет и бомбометание выполнялись в автоматическом режиме с помощью радионавигационной системы "Ромб-1К" и автономной инерциальной "Пеленг-Д", обеспечивавших точную проводку самолета по маршруту к цели, координаты которой "зашивались" в память ЭВМ в ходе предполетной подготовки. Система самостоятельно решала прицельную задачу, учитывая скорость и высоту полета, скорость ветра, угол сноса, и в расчетной точке сбрасывала бомбы. На многозамковых балочных держателях под крылом и фюзеляжем самолет мог нести до 8 термостойких фугасных бомб ФАБ-500Т и ТМ, специально разработанных для МиГ-25РБ и имевших теплоизоляцию корпуса и защищенный от аэродинамического нагрева взрыватель. При падении ФАБ-500 развивала огромную даже на излете скорость, с которой она ударялась о поверхность земли. За время срабатывания взрывателя бомба, пронзая грунт, словно масло, успевала уйти вперед на 30-40 м и оставляла две воронки - на местах падения и взрыва.

      Кстати говоря, тогда же возник и даже начал отрабатываться на практике еще один безумный план. Согласно ему, секретное подразделение ГРУ должно было высадиться в пустыне Негев, чтобы установить малогабаритные радиомаяки в районе подземного израильского ядерного ядерный реактор в Димонецентра Димона. Ориентируясь по этим маякам, самолеты-ракетоносцы нанесли бы удар крылатыми ракетами (бомбами), снаряженными зарядами ВВ большой мощности. Несколько десятков таких ракет проникли бы в землю на разную глубину и взорвались бы с разными временными интервалами (в доли секунды). Тем самым они спровоцировали бы в этом месте искусственное землетрясение большой силы. Благодаря подвижкам почвы, подземные сооружения получили бы серьезные повреждения. Главное то, что рухнули бы все 500 или б00 работающих под землей газовых центрифуг. Произошло бы радиоактивное заражение всей территории Израиля такой силы, что Чернобыль по сравнению с ним - это детская игра.

    Предусматривалась подвеска на МиГ-25РБ и "специзделий" - ядерных боеприпасов, с имитаторами которых летчики выполнили на полигоне в Белоруссии под Лунинцом немало вылетов, осваивая сверхзвуковое бомбометание. При скорости М=2,35 и высоте сброса 22 000 м бомба, подобно тактической ракете, пролетала к цели до 40 км, и самолет после ее отделения мог отворачивать с боевого курса, не входя в зону ПВО. Для предполагаемых объектов атаки - крупных, площадных целей типа промышленных предприятий, железнодорожных станций, портов и складов - точность попадания порядка сотни метров была достаточной. Ударные возможности МиГ-25РБ теперь могли быть востребованы. Ситуация на египетском и сирийском фронтах с каждым днем для арабов менялась к худшему, и налет на Тель-Авив, который мог бы разом изменить положение, рассматривался всерьез.

    В предрассветный час 11 октября 1973 г. 47-й ОРАП был поднят по тревоге. Летчиков и техников на вертолетах перебросили на оперативный аэродром, где находились их самолеты, поставив задачу: полку быть в готовности, а из наиболее опытных летчиков сформировать отряд для выполнения задания в отрыве от базы в течение длительного времени. Выяснилась и причина сбора: авиаторам предстояло перебазироваться в Египет и, как гласил приказ: "...обеспечить готовность к нанесению бомбардировочных ударов".

    Незадолго до этого израильской ПВО удалось справиться с крылатыми ракетами, запущенными с египетских Ту-16, но сбить несущиеся из стратосферы бомбы не смог бы никто. "Двадцать пятый" был единственной в мире машиной, способной беспрепятственно атаковать столицу Израиля - отразить удар сверхскоростного высотного МиГа противнику было нечем. ЗРК "Хок" (для просмотра в полный размер нажмите ссылку)Около сотни ЗРК "Хок", прикрывавших крупные города, аэродромы и предприятия Израиля, имели досягаемость по высоте не более 12 200 м и наклонную дальность до 31 км. МиГ-25РБ заметно превосходил и израильские истребители ПВО - "Фантомы" и "Миражи" уступали ему и в высоте, и в скорости. Об этом летчики 47-го ОРАП знали не понаслышке - личный состав полка уже имел опыт работы на Ближнем Востоке в 1971 - 1972 гг.

    На все сборы группе, получившей наименование 154-й отдельный авиаотряд (ОАО), отводилось два дня. В это время одна из эскадрилий уходила на укрепление другого "переднего края" - 4-й воздушной армии в Польше, противостоявшей НАТО, и в 47-м полку оставалось только 10 МиГ-25РБ. К переброске в Египет подготовили 4 из них. С отрядом отправлялись 220 человек: 7 летчиков (половина из всех успевших освоить МиГ-25РБ) - командир полка подполковник Н.Чудин, возглавивший группу, майор В.Маштаков, капитаны Ю.Гармаш и С.Бухтияров, старшие лейтенанты В.Голованов, А. Северин и С.Малый; техсостав ("люди Крылова" - инженера полка по самолету и двигателю); офицеры управления и связи. К отряду прикомандировали инструктора воронежского Центра летной подготовки майора В. Уварова, летавшего на первых МиГ-25 и, как Маштаков, уже ходившего в разведывательные полеты над Синаем, специалистов микояновского ОКБ, Горьковского авиазавода и МАП.

О статусе летчиков и техников, летевших в воюющую страну, как бы "забыли". Каир объявил о завершении пребывания советских военных и выезде их еще в июле 1972 г., а по существовавшим международным договорам иностранные советники и специалисты с официальным началом боевых действий должны были немедленно покинуть страну. К тому же им не полагалось иметь оружия... Поэтому существование отряда настрого засекретили и все 220 командируемых в Египет стали людьми без гражданства. У них отобрали не только документы, но даже часы и спички с маркой "Сделано в СССР", а на месте обмундировали в египетскую полевую форму без знаков различия. За кого все же следует выдавать себя при случае - указаний не довели. На самолетах закрасили звезды и номера, но наносить опознавательные знаки АРЕ не стали - все равно никто не поверит!

    Каждый МиГ-25РБ закатили и зашвартовали в "свой" Ан-22, разместив рядом специальные транспортировочные ложементы с отстыкованными крыльями, килями и стабилизаторами. Первыми же рейсами отправили бомбы и Ан-22 "Антей"специалистов-оружейников. Всего для перебазирования отряда потребовалось 12 рейсов Ан-22 и 72 - Ан-12. "Козырную карту" - 154-й ОАО торопились пустится в дело. Его переброска, наряду с поставкой арабам зенитных ракет и истребителей взамен выбитых, для ВТА стала первоочередной. Воздушный мост пролегал над Средиземным морем, где ориентирами и радиомаяками служили расставленные по маршруту советские корабли. Они же своими ЗРК должны были защитить трассу от нападения израильских истребителей. Первые рейсы в Египет транспортники выполнили 13 октября, а уже на следующий день на авиабазе Каиро-Уэст разгружался 154-й ОАО.  


  читать дальше

Web-мастер Зеленков Александр

участник:

Rambler's Top100 Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.

Сайт создан в системе uCoz