началом сезона хамсина
- дующего почти без перерыва ветра, несущего песок и камни. Все говорило о
близкой войне: газетные новости, больше похожие на фронтовые сводки, вооруженные
солдаты на улицах и дорогах. В египетскую военную форму песочного цвета без
знаков различия переодели и личный состав отряда.
63 ОАО подчинили непосредственно главному военному советнику
генерал-полковнику авиации Окуневу. Оперативное руководство и постановку задач
выполнял Герой Советского Союза генерал-майор Харламов. От МАП работу курировали
А.В. Минаев и заместитель главного конструктора П.Г. Шенгелая.
Собирать МиГи пришлось в ангарах, хранивших следы недавнего налета
израильских самолетов, которые вскоре прилетели вновь. Их целью стал ангар, в
котором бригада горьковчан вела сборку истребителей МиГ-21. Пилоты “Фантомов”
определенно знали, кто находился внизу (разведка израильтян была удручающе
эффективной), и помнили, что именно политическая и военная помощь Советского
Союза привела к появлению на карте мира еврейского государства. Поэтому перед
атакой они сделали несколько демонстративных заходов, давая возможность "совет
рафик”* выскочить из ангара и отбежать на
безопасное расстояние. После этого случая ПВО аэродрома была усилена: его
защищали ЗРК С-75 и С-125, а непосредственно вокруг стоянок разместили 5
приданных разведотряду зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 с советскими
экипажами. Наземную охрану несли советские спецназовцы, оборудовавшие вокруг
сеть стрелковых точек и проволочных заграждений. Лишь внешний пояс охраны
аэродрома занимали египетские солдаты. После сборки и отладки МиГ-25 перекатили
в укрытия, оставшиеся от бомбардировщиков Ту-16.
Эти меры были далеко не лишними. Несмотря на дружественные отношения с
египтянами, искренне уважавшими и приветствовавшими советских специалистов,
полагаться на местное население было трудно. Несерьезное отношение офицеров ОАР
к секретности изрядно осложняло работу: привлечение их к планированию и
обеспечению полетов оборачивалось тем, что все подробности готовящейся операции
тут же становились известны противнику. Для мужчины на
Востоке есть два
достойных занятия - война и торговля, и египетские военные успешно сочетали оба
эти дела.
Уже через несколько дней после перебазирования отряда каирская газета
“Аль-Ахрам” вышла с сенсационным сообщением: “На авиабазе Каиро-Уэст появились
новые самолеты!”. Вездесущие репортеры назвали их Х-500, однако помещенная тут
же фотография двухкилевых “ушастых” (это прозвище МиГ-25 успели получить за
характерный “анфас” с угловатыми воздухозаборниками) машин не оставляла
сомнений, о чем идет речь. Естественно, что на совещании у Окунева решено было
всю работу 63-го ОАО вести своими силами.
В конце апреля начались первые пробные полеты, выполнявшиеся над египетской
территорией. В них отрабатывались профили и маршруты предстоящих рейдов,
производилась “пристрелка” фотоаппаратуры, настраивалось и программировалось
навигационное оборудование. Так как высокую точность прохода по трассе,
необходимую для качественной фотосъемки, должна была обеспечить автоматика, а
бортовой аппаратуре в пустыне “зацепиться" было не за что, то маршруты пролегли
над характерными ориентирами - знаменитыми пирамидами Долины Царей, за что
летчики прозвали эти полеты “туристическими”.
В мае подготовка закончилась, и отряд был готов начать разведывательную
работу. К этому времени ОКБ С.К. Туманского дало разрешение увеличить время
работы двигателей на полном режиме с 3 минут до 8, а затем и до 40. Это дало
возможность практически все полеты выполнять без ограничений и на максимальной
скорости. Решили и проблему со снабжением отряда специальным высококипящим
топливом Т-6. Из советских портов танкеры доставляли его в Александрию, а оттуда
КрАЗы с автоцистернами перебрасывали на Каиро-Уэст.
План полетов был продуман до мелочей. Находясь в укрытии, летчик запускал
двигатели, проверял работу систем самолета и выруливал на старт. На ВПП он
занимал определенную точку, заранее привязанную к местности, - “крест”. Его
координаты были заложены в бортовую САУ и становились началом отсчета в
программе рейда. С этого момента полет проходил в режиме полного радиомолчания
(летчикам разрешалось выходить в эфир лишь в экстренных ситуациях).
На маршрут разведчики уходили парой. Это повышало надежность выполнения
задания и придавало летчикам уверенности - в случае аварии одной из машин со
второго самолета к месту происшествия могла быть точно выведена
поисково-спасательная группа.
Точное время вылета заранее согласовывалось с истребителями прикрытия -
звеном МиГ-21, приходившимс аэродрома Бэни-Суэф. Радиоперехвату израильтян был
поставлен отлично, и вызов прикрытия по радио был бы равнозначен оповещению
открытым текстом о выходе разведчиков. Истребители барражировали над
Каиро-Уэстом, пока МиГ-25 не занимали место на исполнительном старте. Убедившись
в готовности подопечных, пара “двадцать первых” проходила над полосой, а за ними
взлетали разведчики. Сзади во время разгона и набора высоты их прикрывала вторая
пара истребителей. Через несколько минут МиГ-25 набирали скорость М=2,5 и
выходили на маршрут.
Полеты проходили на полном режиме работы двигателей, максимальной скорости и
высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного
разведчика. Угнаться за ним действительно не мог никто. Каждую минуту двигатели
вырабатывали полтонны топлива, самолет становился легче и постепенно разгонялся
еще больше - до М=2,8. Полная температура воздуха на входе в двигатели при этом
достигала 320'С, а обшивка самолета разогревалась до 303'С. По словам летчиков,
даже фонарь кабины нагревался так, что к нему невозможно было прикоснуться.
Больше всего при этом доставалось опознавательным знакам ОАР, нанесенным на
скорую руку. Краска, которой были нарисованы красно-бело-зеленые кокарды,
вспучивалась и оплывала.
С выходом на боевой курс автоматика начинала работу плановыми АФА
вертикальной съемки и перспективными, дававшими картину сбоку на расстоянии до
90 км.
Чтобы нагрев не влиял на работу чувствительной аппаратуры, фотоотсек
самолета был оборудован системой кондиционирования, поддерживавшей в нем
постоянную температуру с точностью до 7
градусов.
Фотосъемка в скоростных полетах обладала и другой особенностью - быстрое
смещение фотографируемого объекта (за одну секунду под МиГ-25 проносился почти
километр местности), а получение качественных снимков требовало достаточной
выдержки. Чтобы добиться четкости изображения, фотоаппараты самолета имели
следящую систему - установленную перед объективами приставку с качающейся
призмой, компенсировавшей смещение объекта и удерживавшей его в фокусе.
Некоторые режимы фото- и киносъемки требовали выдерживания постоянной
скорости полета. За счет выработки топлива самолет шел с набором высоты и
постепенно забирался на 22000 м. Помимо фотографирования, МиГ-25 вели
радиоразведку, обнаруживая крупные сооружения, пеленгуя радиолокационные посты,
узлы связи и электронной борьбы.
Весь проход по трассе от Суэца до Порт-Саида занимал всего 1,5-2 минуты.
Возвращающихся с задания МиГ-25 снова встречали истребители прикрытия,
сопровождавшие их до самой посадки. “Двадцать первые” оставались над аэродромом
до тех пор, пока разведчики не заруливали в укрытия.
Хотя израильская авиация, потеряв несколько самолетов на подступах к
Каиро-Уэсту, и не предпринимала больше попыток налета на сам аэродром, обмен
ударами продолжался. В сентябре египетской ракетой был сбит патрульный самолет
израильтян. В ответ они атаковали позиции ЗРК, уничтожив две пусковые установки
противорадиолокационными ракетами “Шрайк”. Погибли солдаты и офицеры советских
расчетов. Этот случай заставил принять дополнительные меры по защите
разведотряда. В октябре на авиабазе были сооружены специальные подземные
капониры, в которых заняли места МиГ-25. Бетонированные убежища могли выдержать
прямое попадание полутонной бомбы, имели все необходимые коммуникации и
обеспечивали полную подготовку самолета. Практически все работы по обслуживанию
машин, включая опробование двигателей, могли выполняться под землей, и капонир
самолеты покидали лишь на время полета.
Полеты разведчиков проходили с интенсивностью два раза в месяц. После того,
как был отснят район вдоль канала, трассы полетов переместились на Суэцкий
полуостров. Продолжительность их возросла, и некоторые задания стали выполняться
с подфюзеляжным подвесным баком объемом 5300 л, позволившим увеличить дальность
до 2130 км.
Каждый вылет приносил сотни метров фотопленки, рулоны которой передавались
на дешифровку в разведотдел штаба главного военного советника. Качество снимков,
сделанных с высот более 20 км, было великолепным - на них ясно просматривались
не только постройки и сооружения, но и группы людей, отдельные автомашины,
боевая техника. На планшетах дешифровщиков вырисовывалась и сеть дорог,
связывавших узлы израильской обороны. Таким образом удавалось
______________________________________________
*С иврита - "советские товарищи".
Web-мастер Зеленков Александр
участник: